Южно-Сахалинск: осколки Тойохара
Часть 1
По ЮС, как впрочем, и по Сахалину в целом нет ни одного полноценного путеводителя. Есть совершенно разрозненный пласт материалов, строго научные статьи по истории, археологии, как японских, так и местных исследователей. Есть красочные, подарочные альбомы по всем городам острова, которые обычно заказывают чиновники местных администраций. Есть дилетантские работы студентов колледжа СахГУ, который пачками выпускал гидов, менеджеров туристских организаций, не работающих по специальности, но нет самого главного — «путевода», который облегчил жизнь самостоятельным путешественникам, в их борьбе за право самостоятельно изучать то, что они считают нужным, не обращаясь к туроператорам и турагентам. Наверное, те, кому нравится «читать меня», догадались, что мои рассказы, это на самом деле путеводитель, в формате рассказа. А рассказ, в свою очередь, в соответствие с формальными требованиями руководства «Туристера».
Путеводитель я написал давно. В черновике. Причем путеводитель в котором несколько слоев восприятия. Один — для туристов, не обременённых жаждой научных исследований, другой слой в этом же тексте, доступен пытливым туристам, нуждающимся в более подробном материале и ссылках на первоисточники, куда и идет отсыл. Сразу замечу, отсылать приходится редко, да и то, к узкоспециализированным материалам, которых крупицы.
Больше всего материалов о Карафуто, появилось благодаря сахалинскому историку и краеведу Игорю Самарину. Это его интересные книги и статьи о синтоистских храмах («Путь богов по островам»), о мостах («Мосты Карафуто»), о маяках («Маяки Сахалина и Курильских островов») и многое другое. В этих материалах по Карафуто, я ссылаюсь только на его работы, которые дают богатую пищу для размышлений.
Так вот по крупицам, по осколкам, было собрано, проанализировано, систематизировано и сделано. Он так и лежит в недрах моего компьютера, потому как не нужен чиновникам, потому что не предполагает откатов. Не нужен он и туркомпаниям, а тем более гидам — это их хлеб. А то начнут путешествовать сами, а они на что жить будут?
Вот по структуре, любое знакомство с регионом должно начинаться с ее столицы, это логично и правильно. А я наоборот познакомил вас сначала с далекими и не очень уголками Сахалина, причем только Южного Сахалина… А Северный Сахалин, о, это другая песня, другая природа, другие люди. Ведь не зря существовала 50-я параллель, разделявшая СССР и Японию, айнов и нивхов, да даже в ботанике японо-маньчжурскую и охотскую флору. Да и население этих Сахалинов формировалось по-разному, на одном с периода Каторги, на другом после войны, подминая период Карафуто. Но об этом позже. Сейчас разговор о Южном Сахалине, его культуре, природе и истории. Вот показал я вам, насколько смог эти уголки, а все равно туда можно попасть, только через ЮС. И по любому нужно будет остановиться в гостинице, куда-то сходить покушать, да и что-то посмотреть, все равно на это будет время. Следующая серия рассказов о Южно-Сахалинске (Тойохара), городе молодом, с возрастом чуть более одного века. Рассматривайте его как базовую точку в ваших путешествиях по острову — ведь главное не здесь, а по периферии и там неповторимая природа и все красоты.
Традиционно считается, что датой основания города Южно-Сахалинска является 1882 год. Однако историками отмечается тот факт, что на месте поселения Владимировка, возникшего на Черной речке, притоке Сусуи, ранее существовало село Воскресенское (Черная речка), заселенное вольными крестьянами в период между 1869 и 1875 годом, что отодвигает дату образования на десяток лет ранее. После подписания Портсмутского договора, 5 сентября 1905 года, южная часть Сахалина отходит Японии и переименовывается ими в Карафуто, а административное управление этой частью острова сосредотачивается в сгоревшем Корсаковском посту, который переименовывают в Оодомари. Да и считать Владимировку, вошедшую в городскую черту Тойохара или Южно-Сахалинска, местом, откуда начался город, можно только с натяжкой. С таким же успехом можно взять любое поселение основанное каторжанами и вошедшее в городскую черту — Хомутово, Ближнее, Луговое, Дальнее, Новоалександровку, Березняки и т. д. Мне кажется, что это сделано больше из политических соображений. Ну, вот два варианта:
- Каторжане построили Владимировку, создали необходимую инфраструктуру, японцы воспользовавшись «слабостью царизма», захватили южный Сахалин, построили на месте Владимировки город, заселив эту территорию. В 1945 году мы вернули исконно русские земли и убрав деревянные японские халупы построили новый, социалистический город — Южно-Сахалинск.
- Каторжане построили Владимировку, создали необходимую инфраструктуру, японцы захватив южный Сахалин, решили возвести административную столицу вновь приобретенной территории, что и сделали построив рядом с Владимировкой новый город. В 1945 году мы вернули исконно русские земли и пожив лет двадцать в деревянных японских халупах, пока они не сгорели и не развалились, начали строить новый, социалистический город — Южно-Сахалинск.
Как вы думаете, какой из этих вариантов правдоподобнее. Думаю, вы почувствовали, в каком месте начинаются искажения. Сразу обозначу свою позицию: мне хочется иметь объективный взгляд на историю, однозначный и свободный от политических искажений, всех заинтересованных в этом сторон.
Если быть объективным, то мне кажется что эти территории никогда небыли ни исконно русскими, ни исконно японскими, ни исконно маньчжурскими. Исконность определяется некой точкой отсчета, от которой она идет. Что касается Сахалина, то исконность его в аборигенах, которые жили на острове, до прихода пришлого населения. А пришлые — маньчжуры, русские и японцы. Все остальное — геополитическая борьба, договора о территориальных разграничениях и политические амбиции.
Весной 1906 года японцы начинают строительство нового города к югу от Владимировки, используя село в качестве своеобразной площадки для проживания руководства строительством и хранения строительных материалов. Зимой 1906 года Владимировку соединяют узкоколейной железной дорогой с Одомари. Первыми зданиями в Новой Владимировке становятся казармы военного гарнизона и административные здания охранных войск Карафуто.
Автором планировки административного центра Карафуто стал выпускник сельскохозяйственной школы в Саппоро, инженер гражданской администрации Карафуто, Рёсуке Секияма. Планировка города была выполнена по американскому образцу — прямые, номерные улицы, ориентированные в направлении «север-юг» и «запад-восток», деловой центр, торговый район…
14 марта 1907 года император Муцухито подписывает указ об образовании на территории Южного Сахалина губернаторства Карафуто. 1 апреля 1907 г. приступает к своим обязанностям первый губернатор Карафуто генерал-майор Юкихико Кусусе. Под его непосредственным руководством была проведена геодезическая съемка, осуществлена планировка и началось полномасштабное строительство Новой Владимировки. 23 августа 1908 года поселение получил новое название — Тоёхара (богатая, плодородная долина), а из Одомари были переведены все главные административные учреждения. Статус города Тоёхара получит только в 1915 году, когда численность населения превысило 10 тыс. человек. Рост населения Тоёхара происходил постепенно. Если в 1907 году, в Тоёхара проживало 4,8 тыс. чел., то в 1920 г. численность достигла 14,1 тыс., в 1925 г. — 15,2 тыс., в 1935 г. — 28,4 тыс. чел.
Прилегающие к Тоёхара земли использовались как сельскохозяйственные угодья, а выращиваемые на них овощи шли на стол горожан. Список сельскохозяйственных культур выращиваемых на полях в окрестностях Тоёхара насчитывал около 90 наименований.
В середине 30-х годов увеличились площади земель под выращивание сахарной свеклы — сырья для производства местного сахара. Производство мощностью 40 тыс. тонн свеклы в год, было организовано компанией «Мэйдзи Сэйто», которая являлась крупнейшим производителем сахара в Японии. В 1937 году завод произвел 3,8 тонны местного сахара. Поставщиками свеклы являлись местные крестьяне получавшие дотации от государства.
Что касается Владимировки, то она была переименована в честь майора Харуки, как и р. Красносельская, сменившая это имя только в начале 50-х годов.
Кладбище села Владимировки было расположено южнее, поэтому попало в городскую черту Тоёхара, его разрыли, гробы и их содержимое сожгли. Благоустройство территории продолжилось в восточной части города, здесь в 1906 году был заложен общественный парк отдыха. Река Тамагава (Рогатка) была перегорожена в нескольких местах плотинами, образовав пруд Мидзухара (городское водохранилище) и пруд Одзи (озеро Верхнее). В парке кроме чисто японских элементов подчеркивающих красоту природной среды, было построено несколько бассейнов, бейсбольный стадион, велотрек, лыжная база.
Позже, в 20-х годах, на склонах сопки Асахигаока (холм Восходящего солнца), возвышающейся над парком, были построены туристическая и горнолыжная база, стали проводиться соревнования по прыжкам с трамплина. Тоёхара (совместно с Саппоро) выступили как города‐кандидаты на проведение зимних Олимпийских игр 1940 года, к этому событию были построены два лыжных трамплина на 50 и 70 метров, а также горнолыжные трассы.
Катализатором развития Тоёхара стало открытие в 1910—1920 гг. промышленных предприятий, в первую очередь связанных с переработкой древесины. Кроме лесопильных заводов, одним из первых, в 1911 г., был построен перегонный завод по производству древесного угля, и продуктов гидролизного производства — скипидара и этилового спирта. В 1917 году в северной части Тоёхара начинает работать бумагоделательный завод «Одзи».
Лес поступал на предприятие с восточных склонов Южно-Камышового, со склонов Сусунайского хребта, поэтому завод без работы не стоял.
В этот же период открылись три главных синтоистских храма Тоёхара, в 1910 — Сёконся (Гококу дзиндзя) и Тоёхара дзиндзя, в 1911 — Карафуто дзиндзя. Всего на территории Тоёхара за период Карафуто было построено пять синтоистских храмов.
Уделялось внимание и коммунальному хозяйству, в 1907 году в Тоёхара появился первый деревянный водопровод из бамбуковых труб, который модернизируют в 1924 и 1932 году, в 1910 было проведено электричество, к середине 30-х годов — канализация.
Образованию на Карафуто уделялось особое внимание, и первая японская начальная школа начала свою работу во Владимировке уже в августе 1906 года, причем занятия происходили в здании православной церкви. К 1920 году в Тоёхара было открыто несколько начальных школ и государственная женская гимназия (1916). Мужская государственная гимназия появилась в 1925 году. В начале 1936 года в уезде Тоёхара работало более 40 школ и несколько средних специальных учебных заведений. В 1934 году, в пригороде Тоёхара, в селении Конума (Новоалександровск) был открыт колледж освоения губернаторства Карафуто («Карафуто тё кайхацу гакко»), который готовил специалистов для местного сельского хозяйства.
Подъём патриотических настроений вызвал визит на Карафуто, в августе 1925 года, принца-регента Хирохито, ставшего в 1926 году императором Японии.
Для воспитания молодежи широко использовались патриотические молодежные и военно-спортивные организации. Такой, например, была Молодежная организация Карафуто («Карафуто Сэйнэн-дан»), насчитывающая в своих рядах около 6 тыс. молодых людей. Патриотическое воспитание в школах и пропаганда достижений в освоении Карафуто находили свое отражение в многочисленных выставках достижений и экспозициях.
Одной из выставочных экспозиций 1917 года, была небольшая коллекция, состоящая из этнографических, флористических и фаунистических образцов хранившихся в лесничестве Карафуто. Эта коллекция и стала основой создания краеведческого музея Карафуто, который разместился сначала в здании штаба жандармерии, затем в пустующей казарме, а в 1937 году переехал в новое, специально построенное здание. С этого же года в музее издавался журнал с научными публикациями сотрудников. Необходимо заметить, что на Карафуто выходило огромное количество периодических изданий. Только в Тоёхара печаталось 26 газет и несколько журналов. Наиболее крупными тиражами выходили газеты «Ежедневник Карафуто» и «Каждый день на Карафуто».
Не смотря на то, что остров находился на периферии империи, ощущения изоляции у живущих здесь японцев не возникало. В 1933 году из Тоёхара стало возможным по железной дороге доехать до любой станции Японской империи — между Карафуто и Хоккайдо начал курсировать железнодорожный паром. В 1935 году с аэродрома «Осава» началось регулярное авиационное сообщение между Саппоро и Тоёхара.